Архаичный напрестольный карпатский крест (гуцульский згард). Гуцульские Карпаты. 1895 год.
Архаичный напрестольный карпатский крест (гуцульский згард). Гуцульские Карпаты. 1895 год.
Кипарис, резьба.
Размеры: 25 х 8 х 1,5 см.
В отличном коллекционном состоянии.
Представляет антикварную, художественную, историческую ценность.
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
И еще про кольца, которые также имели особое значение (из той же статьи):
" Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера.
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Наружная поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно полагать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов. В других случаях до двух кружков, что в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста.
Существует гипотеза, что этот знак является символом ново построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки перстней крепко сохраняется и в современных гуцульских изделиях. Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца.. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага : шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца , лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой, имитировавшей эмаль.
Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский : " Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами , населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ. Вот почему кольца, перстни , как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничной и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века.»
Кипарис, резьба.
Размеры: 25 х 8 х 1,5 см.
В отличном коллекционном состоянии.
Представляет антикварную, художественную, историческую ценность.
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
И еще про кольца, которые также имели особое значение (из той же статьи):
" Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера.
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Наружная поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно полагать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов. В других случаях до двух кружков, что в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста.
Существует гипотеза, что этот знак является символом ново построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки перстней крепко сохраняется и в современных гуцульских изделиях. Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца.. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага : шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца , лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой, имитировавшей эмаль.
Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский : " Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами , населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ. Вот почему кольца, перстни , как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничной и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века.»
Цена: |
35 000 руб
|
Город: | |
Тип: | Продаю |
Автор: | Алексей Иванов | Все объявления автора |
Регист:Регист: | с 08.03.2014 |
Дата: | 08.04.2024 23:50 |
Номер: | 273287 |
Сделать объявление:
Похожие объявления
Образ св.ап. и ев.Иоанна Богослова академического письма. Россия, ХIХ век.
65 000 руб
08.04.2024
В. Всеволодский - Гернгросс - Теория русской речевой интонации. 1922.
1 700 руб
19.04.2024
Набор из трех старинных ростовских финифтей. Российская Империя, Ростов Великий, 1802-1804 гг.
950 000 руб
09.04.2024
Икона храмовая «Троица ветхозаветная». Российская Империя, кон. XVIII века.
1 300 000 руб
08.04.2024
Куплю предметы старины (антиквариат)
Без цены
23.04.2024
Куплю предметы старины
Без цены
23.04.2024
Ситечко серебро, позолота, царское, антиквариат
9 900 руб
19.04.2024
Вл. Шилкарский - О панлогизме у Спинозы, 1914
3 500 руб
19.04.2024
Десертная ложка серебро, старинная, антиквариат
3 500 руб
19.04.2024
Икона Святого Равноавпостольного Вел. Князя Владимира, Российская Империя, сер. XIX века.
200 000 руб
08.04.2024
Чеканка медь чернение нефертити 1972 год Сирия
700 руб
10.04.2024
Куплю значки, награды, картины, иконы, янтарь, книги, фарфор, рог носорога, часы и др. Оплата сразу
Без цены
Вчера
Золотосодержащий кварц 71г.в.
Без цены
11.04.2024
Денежная купюра 1918 г
505 000 руб
Сегодня 08:25
Эволюция идеи Божества - 1906 г. Профессор Грант-Аллен
2 300 руб
19.04.2024
Куно Фишер - История новой философии, тома 2, 7. 1863 г.
2 500 руб
19.04.2024
Винтаж: блюдце / пепельница Китай (клуазоне) 1950-1960-е гг
4 000 руб
Вчера
Старинные церковные книги
Без цены
23.04.2024
Икона "Огненное восхождение Ильи Пророка". Российская Империя, XVIII век.
200 000 руб
08.04.2024
Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., Издание автора, 1927.
3 500 руб
19.04.2024
Старинная шкатулка «Возвращение с мессы» с оригинала картины Люсьена Гро. Франция, конец XIX века.
90 000 руб
09.04.2024
Денежная купюра 1909 г
545 000 руб
Сегодня 08:25
Денежные купюры
1 512 000 руб
Сегодня 08:26
Старинный поднос под самовар
7 500 руб
Вчера
Винтажная копилка для денег. СССР, конец 1920-х гг.
9 000 руб
08.04.2024
Освещённая на мощах Икона Святого Николая Чудотворца из Бари
4 000 руб
Сегодня 07:52
Старинное биде на подставке из дерева. Российская Империя, начало XIX век
65 000 руб
08.04.2024
Лжица евхаристическая позолоченная большого размера. Серебро «84». Москва, 1851 год.
60 000 руб
08.04.2024
Металлоискатель, металлодетектор в Иваново
3 000 руб
23.04.2024
Старинное требное Евангелие в массивном латунном окладе. Напечатано в Москве в 1912 году.
50 000 руб
08.04.2024
Отзывы и комментарии
Автор объявления не уведомляется о комментариях. Если хотите послать сообщение непосредственно автору объявления нажмите на кнопку "Написать сообщение" выше.
Образ св.ап. и ев.Иоанна Богослова академического письма. Россия, ХIХ век. Икона аналойного размера с изображением св. апостола и евангелис...